Статьи

Сахалинские чиновники перекладывают друг на друга ответственность за защиту людей и дорог от селей

ИА YS.News подготовило большое исследование селевого вопроса

Фото мэрии Невельска

Природа летом 2024 года подкинула много проблем жителям юга Сахалина. В Южно-Сахалинске из-за движения оползня треснула дорога на «Горный воздух», несколько раз сходили сели в Невельском, Углегорском и Холмском районах. ИА YS.News решило капитально разобраться в грунтовом вопросе. В нашем материале вы найдете мнение областных и местных чиновников, депутатов областной думы и научного сообщества.

Правительство и сели

Правительство Сахалинской области в ответе на запрос агентства сообщило, что лето 2024 года сопровождалось большой циклонической активностью. Непогода принесла на острова внушительное количество осадков, что привело к сходу селей. Со стороны региона было сделано следующее:

«В целях защиты населения и территории Сахалинской области от возникновения возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с дождевыми паводковыми явлениями, агентством по делам ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности было проведено два заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Во взаимодействии с представителями научного сообщества были разработаны и даны рекомендации главам муниципальных образований Сахалинской области и поставлены задачи профильным министерствам и ведомствам по организации мероприятий для предупреждения возможных ЧС».

Органы исполнительной власти провели совещания, раздали рекомендации, но главными в вопросах защиты населения от сходов грунта являются муниципальные образования. Это ПСО сообщило в ответ на вопросы о тратах на инженерную защиту сопок и планах на будущие годы. Передаем слово областным чиновникам:

«В соответствии с 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа, в связи с чем планирование и выполнение мероприятий по защите населения и территорий муниципальных образований от схода селей осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в пределах бюджетных ассигнований, спланированных для реализации указанных мероприятий».

ИА YS.News обратилось с вопросами к четырем администрациям.

Районы и сели

Администрация Углегорского района сразу переслала запрос агентства в министерство транспорта региона (к мнению ведомства мы перейдем позже). Причина — инженерной защитой дорог аэропорт Шахтерск — Бошняково и Углегорск — Орлово, где сошли сели, должны заниматься областные власти. Напомним, что в Углегорском районе оползни несколько раз перекрывали дороги. Защитить транспортную инфраструктуру потребовала даже прокуратура. Орган направил заявление в суд о понуждении разработать и реализовать мероприятия по инженерной защите автомобильных дорог.

В Невельском районе жители после циклонов долго жаловались на состояние дорог. Администрация отметила, что переувлажнение почвы после обильных осадков спровоцировало сход оползней и появление селевых потоков. Это привело к подтоплению частных зданий и подвалов многоквартирных домов. В мэрии заявили:

«Основной причиной подтопления является поднятие уровня воды в реке Казачка, вызванное неблагоприятными, опасными метеорологическими явлениями. В результате схода селевых потоков было повреждено дорожное полотно автомобильных дорог муниципального и регионального значения, частичные разрушения подпорных стенок по улицам Береговой и Школьной. В настоящее время последствия схода оползней и селевых потоков устранены. Проводятся работы по санитарной очистке русел рек. В целях разработки необходимых мер запланирована оценка оползневых ситуаций и проработкой предпроектных решений по инженерной защите от оползней».

Главное в этом ответе — администрация Невельска взяла на себя хотя бы часть работы по инженерной защите. При этом природа ударила и по муниципальным, и по региональным владениям. 

Иная ситуация у соседей из Холмска. Они рассказали, что летом в районе произошло несколько сходов грунта, но никаких повреждений это не принесло. Представители портового города добавили, что у них есть программа, в которой заложены деньги на строительство подпорных стенок. В 2024 году на эти цели потратили 125,9 миллиона рублей. Параллельно жители муниципального образования жалуются на то, что после схода селей никто не приводят в порядок обочины на дороге между селами Чехов и Новосибирским.

«Мероприятиями по защите сахалинских сопок от схода/движения пород, в том числе решение о привлечении к данному вопросу ученых, относится к полномочиям правительства Сахалинской области», — заявили холмские чиновники.

Финальный ответ ИА YS.News получило от администрации Южно-Сахалинска. Все вопросы, связанные с «Горным воздухом», она переправила федеральным и региональным властям. Но все же рассказали о проведении проектно-изыскательных работ, которые должны защитить город. На их реализацию сейчас ищут деньги. Проекты:

  • Строительство ливневого коллектора с горы Большевик от ручья Безымянного до реки Рогатки (в районе улицы Горького);
  • Строительство перехватывающей системы водоотведения с юго-западного склона горы Большевик (подножье горы Большевик в районе строящегося легкоатлетического манежа).

Мэрия Южно-Сахалинска, оказывается, ещё весной этого года задумалась о возможных природных проблемах. Город заключил контракт с СКБ САМИ ДВО РАН на выполнение научно-исследовательской работы.

«Будут определены характеристики и режим селевых процессов в речных бассейнах западного макросклона Сусунайского хребта, границы селевых бассейнов и границы селеопасных зон на территории, дана оценка их опасности для территории городского округа, выявлены наиболее уязвимые участки. В настоящее время завершены этапы по сбору, анализу и систематизация исходных данных, полевые работы, ведется обработка материалов и расчеты. Предложения по защитным мероприятиям подрядчик предоставит до конца года», — заявили в мэрии.

Ответы на селевые вопросы указывают на то, что между областными и муниципальными чиновниками существует серьезное недопонимание. Это недопустимо в таком серьезном вопросе, где на кону стоят жизни и имущество людей. 

Министерства и сели

ИА YS.News обратилось с вопросами не только в ПСО, но и в министерство транспорта и дорожного хозяйства. Оно ответило на запрос с нарушением сроков, прописанных в «Законе о СМИ».  Областные чиновники отметили, что ПСО и лаборатория экзогенных геодинамических процессов и снежного покрова ФГБУН СКБ САМИ ДВО РАН провели анализ работ по оценке оползневой опасности. Они были выполнены ещё в 2011-2013 годах. В середине июля чиновники рассматривали вопрос создания схемы оползневых зон на территории Сахалинской области. На том же совещании были внесены следующие предложения:

  • Усилить контроль проектно-изыскательских работ в части опасных процессов (оползней, селей, лавин), в том числе при необходимости с привлечением профильных научных и научно технических организаций;
  • Актуализировать материалы по оценке оползневой опасности территории с применением современных методов;
  • Обеспечить широкий доступ к материалам по оценке оползневой опасности для профильных учреждений (заказчиков, изыскателей, проектировщиков, экспертизы). Необходимо исключить возможность подмену данных, когда их предоставляют по конкретному объекту, а не по всему склону.

Минтранс отметил, что ведомство за последние несколько лет занималось только ликвидацией оползневой части склона сопки на холмской трассе. Работы выполнили ещё в 2020 году за 82,9 миллиона рублей. 

«В границах полосы отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в рамках проведения проектных работ планируется проведение инженерно-геологических изысканий», — рассказали чиновники о планах на ближайшие годы. Конкретных направлений они не назвали.

Агентство спрашивало о возможности создания региональной программы по инженерной защите сопок, но минтранс отправил вопрос в ПСО. Добавили чиновники, что они учитывают сообщения ученых при проектировании объектов и проведении изысканий.

Дополнительно ИА YS.News получило ответ от министерства экологии и устойчивого развития региона. Ведомство ответило, что вопрос защиты населения находится в ведении муниципалитетов. Но для того, чтобы районы не устраняли последствия, а уделяли должное внимание предотвращению подобных процессов, минэкологии в настоящее время работает над актуализацией плана адаптации Сахалинской области к изменениям климата.

Депутаты и сели

Третьей стороной в этом вопросе агентство решило привлечь Сахалинскую областную думу. Депутаты отметили, что агентство по делам ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности занимается надзором за реализацией муниципалитетами полномочий в области защиты населения и территорий от ЧС.

«В связи с изложенным, для получения подробной информации о мерах, принимаемых для предупреждения и ликвидации последствий возможных ЧС природного и техногенного характера, в том числе связанных с оползнями и селевыми процессами, предлагаем обратиться в ПСО или непосредственно в уполномоченный орган исполнительной власти Сахалинской области — агентство по делам ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности», — заявили в думе.

Парламентарии добавили, что со своей стороны они 23 июля обратились с письмом к председателю ПСО Алексею Белику. От имени одной из рабочих групп они внесли предложение об актуализации схем планировочных ограничений к генпланам городов, разработанных в 2008 году. Они касаются лавин, селей и оползней. Рассмотреть предложения депутатов должны до 1 октября.

Наука и сели

За дополнительными разъяснениями мы обратились к руководителю лаборатории лавинных и селевых процессов Сахалинского филиала ДВГИ ДВО РАН Юрию Генсиоровскому. Он неоднократно давал комментарии по поводу активности грунта в разных муниципалитетах. Ученый отмечает, что ничего уникального летом 2024 года не происходит. Массовые сходы селей в районах происходят раз в 7-10 лет. Есть ещё и 40-летний период, когда происходят сильные природные катаклизмы, например, тайфун Филлис.

— Никакой аномалии в этом году нет, — заявил Генсиоровский.

Одиночные сели сходят практически ежегодно, но на них не обращают такого сильного внимания. Основная причина активизации большинства процессов — это природные явления: дожди, таяние снегов и так далее. Аномалии в этом направлении не наблюдается, в отличие от соседей из Приморского края. В отдельных случаях есть влияние человека, например, увеличили нагрузку на породу или подрезали слон. Но этот фактор не является основополагающим.

Ученые неоднократно общались к властям со своими предложениями. А к самому Генсиоровскому этим летом обратились только чиновники из Невельского района. Во второй половине августа ученый лично съездил в портовый город, чтобы оценить последствия прохождения сразу нескольких циклонов.

«В пределах города, с юга на север, насчитал больше 70 оползней-оплывин. Причем ряд из них — гидронапорные, скоростные. Но хочу сказать, что количество оползней гораздо больше», — заявил Генсиоровский.

Фото Юрия Генсиоровского

По руслам всех небольших водотоков прошли либо грязекаменные, либо наносоводные сели. Отметил эксперт, что очаговая инженерная защита на улицах Береговой, Школьной, Приморской и нескольких других «в целом не защитила». Полностью не справились с потоком  водопропускные устройства. 

Юрий Генсиоровский состоит в рабочей группе, которая разбирается с проблемой на «Горном воздухе». Ученый отмечает, что оползень смогли стабилизировать. Благодаря современному оборудованию удалось установить, что он намного больше, чем можно было предположить ранее. Сейчас эксперты изучают данные, чтобы избрать дальнейшее направление работы.

Активная деятельность по инженерной защите сопок велась около десяти лет назад: в одних местах провели террасирование (и оно в целом работает), в других переносили транспортную инфраструктуру подальше от места, где сходили сели. Сейчас работы затормозились. Ученый отмечает, что чиновники готовили большой план по защите опасных участков, но он не был реализован. При этом документ содержит все объекты, рекомендации и так далее.

Вернемся к вопросу об ответственности между ветвями власти. Юрий Генсиоровский отмечает, что инженерная защита — это дело правительства, потому что у районов просто нет денег для реализации проектов. Даже у Южно-Сахалинска, который сейчас ищет способы защитить город. Более того, по мнению ученого, даже у региона может не хватить средств на реализацию всех планов — необходимо обращаться за софинансированием к федеральным структурам.

Фото Юрия Генсиоровского

Расслабляться сахалинцам пока рано. Опасный период природной активности продлится до конца осени, на острова ещё могут прийти новые тайфуны.

Итоги

Работа над этим материалом шла несколько недель. Главное, что нам удалось узнать, — странное взаимоотношение чиновников, депутатов и науки между собой. В таком важном вопросе, который касается безопасности жизни и здоровья людей, нельзя перекладывать ответственность друг на друга. Принимать на себя ответственность и решать проблемы должны областные власти, потому что именно в их руках находятся ресурсы и возможность контролировать действия всех сторон. В Сахалинской области создают координационный центр  — он должен пригодиться для таких случаев.

Сейчас важно, чтобы сахалинские власти не расслаблялись. 2025 год может выйти намного спокойнее. И тогда у чиновников возникнет вопрос: «А стоит ли тратить деньги на инженерную защиту?». Ученые считают, что стоит. Лучше один раз провести нормальные работы, которые минимизируют ущерб от природных катаклизмов, чем раз в 5-10 лет разбираться с их последствиями. Если с подтопленными домами и разбитыми дорогами можно справиться, то человеческую жизнь уже не вернуть.  

ИА YS.News